Воскресный день

Воскресный день
– день воспоминания о воскресении и воскресшем Спасителе. Начало празднования В. восходит еще к апостолам, к которым Христос явился в этот день. Первое Свое явление Спаситель ознаменовал "преломлением хлеба". Таким образом, первый день недели стал для последователей Христа днем радости, светлого торжества, тесного общения с Богом. Все это и послужило основанием и достаточным поводом для его выделения и празднования. От 57 и 58 г. сохранились 2 указания, свидетельствующие об обычае празднования В. дня богослужебными собраниями в Галатии, Коринфе и Троаде. В период деятельности Иоанна Богослова В. день имеет уже свой особый термин и называется "днем Господним", "днем солнца" "царица дней". Свидетельства о праздновании христианами "установленного дня" встречаются не только у христианских писателей, но и у других, начиная с конца I и начала II века. При апостолах В. было днем общественного богослужения – совершения таинства евхаристии, и таким оно оставалось во все время существования церкви. С IV в. в В. день начинают совершать не одну только литургию, но и всенощное бдение, и вечернее богослужение. Совершение и посещение воскресного богослужения считалось в древности делом настолько важным, что оно не отменялось даже в период гонений. Собор Сардикийский 347 г. грозит отлучением тому, кто, пребывая в городе в продолжение 3-х В. дней, не придет в церковное собрание, и другие соборы не раз подтверждали это особыми канонами. Необходимой принадлежностью В. богослужения было поучение, произносимое как на литургии, так и на вечерней службе. Трулльский собор вменил в обязанность всем предстоятелям церкви произнесение поучения в В. дни. Празднование В. дня, начинаясь в храме, не ограничивалось его стенами и находило место в обыденной, домашней жизни. Она освящалась богослужебными действиями уже с первых веков христианства. В сочинениях учителей церкви имеются наставления, как проводить В. день, советуется посвящать его на размышления, благие дела и поучения, превращать свои дома в церковь посредством псалмопения и молитвы, устремления ума к Богу. Запрещались мирские дела и занятия, могущие помешать созданию благочестивого настроения, и эти постановления церкви поддерживались гражданской властью путем издания особых законов. Первые из них принадлежать Константину Великому. Он освободил от занятий судей и всех военных. Преемники его продолжали начатое им дело, разъясняя и дополняя изданные им законы. Они запретили взыскивать в В. долги, ведение тяжб, производство торговли и заключение договоров; за неисполнение судились, как за святотатство. Импер. Лев Философ запретил заниматься в В. полевыми работами, запретил всякого рода увеселения, зрелища театральные, цирковые и прочие. В 469 г. импер. Лев Армянин подтвердил запрещение зрелищ в В. день, угрожая лишением должностей и конфискацией отцовского наследства. Способ выражения радости, приличный для верующего в В. день, церковь рекомендовала в виде разнообразных дел милосердия и благотворительности. Имп. Гонорий приказал в 409 г. судьям посещать узников и справляться, не угнетают ли их тюремщики; в 549 г. Орлеанский собор предписал епископам посещать лично или посылать диаконов к узникам и облегчать участь их увещаниями и вспоможениями. В В. радость, вызванная воспоминанием о воскресении Спасителя, выражалась прекращением поста. Карфагенский и Трулльский соборы запрещают считать постящихся в В. православными и предают подобных лиц анафеме. Кроме прекращения поста, другим выражением радости являлась замена повседневных одежд более ценными и светлыми. В русской церкви В. д., известный под именем недели, а с XVI в. – "воскресенье", имел почти тот же характер, что и на востоке, и считался днем совершения богослужения, которое содержало кроме обычных служб еще и крестный ход. Позднее крестные ходы установлены были Стоглавым собором в Москве с недели всех святых и до Воздвижения. Вследствие же того, что В. считалось днем праздничным, установлен был обычай, бывший в употреблении до XVII в., не класть в этот день земных поклонов. В обыденной жизни В. посвящалось чтению Св. Писания, произнесению молитв, чтению других свящ. книг, делам любви и милосердия, которые выражались в пожертвованиях на украшение храмов, на содержание монастырей и клира и на благотворение и раздачу милостыни нищим, убогим и больным; также сохранялось полнейшее воздержание от каких бы то ни было занятий; последнее, впрочем, не всегда удавалось, вследствие различного толкования правил о запрещении участвовать в идольских играх, а крестьяне, которые шесть дней работают на барщине, должны были устраивать свои дела только в воскресенье, ссылаясь на то, что В. соблюдают одни бояре и князья. Последние, однако, иногда нарушали В. день, на В. дни падали приемы и отправление послов, царские поездки, приурочивались ярмарки и торги. Светская власть до начала XVII в. совершенно не вмешивалась, предоставляя только духовной следить за В. покоем. С Михаила Феодоровича и светская власть начинает запрещать сходиться на игрища в В. под страхом наказания кнутом, при Алексее Михайловиче запрещен целый ряд суеверных обычаев и увеселений, приказано всем приходить в В. в церковь, запрещена продажа вина в В. и мн. др. Все эти статьи вошли в "Уложение" 1649 г. и подтверждены Московским собором 1666 г. С Петра I начинается новый период; время от 1690 до 1705 г. характеризуется падением древнего благочиния и, в частности, почитания В. дней. В. дни, по примеру самого царя, являются преимущественно перед другими, днями мирских увеселений и развлечений, приказано также открыть кабаки в В., хотя, правда, по окончании литургии. Под конец своего царствования Петр взялся, однако, за восстановление святости праздничных дней. В 1718 г. он издал указ, по которому приказывалось всем людям ходить в В. в церковь, запрещалось торговать, но работы и особенно увеселения не были запрещены. В царствование Анны Иоанновны, при господстве немцев, прежние указы перестали исполняться, и только Елизавета Петровна снова начала заботиться об охранении святости В. дня. При Екатерине, под влиянием энциклопедистов, отношение к В дню снова изменилось. С воцарением Павла кончился период упадка празднования В. дня, начавшийся при Петре. Павел запретил театральные зрелища во все субботы, питейную продажу в В. во время литургии и крестного хода. В Зап. Европе празднование В. дня также имеет свою историю; теперь же В. день чтится повсюду; в некоторых же странах, как, напр., в Англии, В. чтится в особенности строго. В. день должно проводить в молитве и делах благочестия, посвятив его духовным размышлениям, на которые у нас не хватает времени в течение шести дней недели, занятых мирскими делами. Тело отдыхает от тяжелого труда, ум должен насыщаться здоровой духовною пищей.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Воскресный день" в других словарях:

  • Воскресный день —    день недели, посвященный празднованию события воскресения Христова в седмичном круге богослужений (см. Богослужение). Начинается воскресный день в субботу вечером воскресным всенощным бдением, за которым читается воскресный канон …   Православие. Словарь-справочник

  • «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ» — издавался в 1887 1917 гг. в Москве с подзаголовком «Иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье». В первый год выходил 2 раза в месяц, с 1888 г. еженедельно (в 1888 1913 по 52 номера, в 1914 1917 по 50). Бессменным редактором… …   Православная энциклопедия

  • ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ — «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ В АДУ», СССР, Литовская киностудия, 1987, цв., 98 мин. Притча, экзистенциальная драма. Последние дни второй мировой войны. Русский Моряк и литовский Учитель совершают побег из гитлеровского концлагеря. Вскоре герои оказываются на …   Энциклопедия кино

  • Воскресный день не нам, а господам. — Воскресный день не нам, а господам. См. ПРАЗДНИК …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Воскресный день на острове Гранд-Жатт — …   Википедия

  • Воскресный День — еженедельный иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье издается в Москве с 1887 года; издатель редактор священник С. Я. Уваров. В приложение к нему выходят Воскресные Листки , содержащие историю и объяснение церковных праздников,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Знают и без попа, что воскресный день свят. — Знают и без попа, что воскресный день свят. См. ВЕРНОЕ ВЕСТИМОЕ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Воскресенье воскресный день — день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1 6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Воскресенье, воскресный день — день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1 6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВОСКРЕСНЫЙ — ВОСКРЕСНЫЙ, воскресная, воскресное. прил. к воскресенье. Воскресный день. || Совершаемый, происходящий, работающий в воскресенье, по воскресеньям. Воскресный отдых. Воскресный университет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»